Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 20.05.2024, 09:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МБОУ COШ №2 а.Кошехабль

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 108
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Учитель-логопед -Ашева Оксана Георгиевна, контактный телефон: 89528258280

 

Образование: В 1993 году окончила Минский Государственный Педагогический Институт им. А.М. Горького дефектологический факультет по специальности дефектология (логопедия).

Присвоена квалификация: учитель - логопед, учитель начальных классов для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопед дошкольных учреждений

Дата последней аттестации: декабрь 2011г.

Логопедический стаж работы: 20 лет

Педагогический стаж работы: 20 лет

Стаж работы в МБОУ СОШ №2: 14 лет

Уровень педагогической деятельности: высшая квалификационная категория

Курсы повышения квалификации:

2002 г.- курсы в Институте повышения квалификации при Адыгейском государственном университете по совершенствованию работы психолого­логопедической службы в ОУ.

  1. г. - прошла обучение в Адыгейском республиканском институте повышения квалификации по курсу «Информационные технологии в образовательном процессе»

  2. г. - курсы в Институте повышения квалификации при Адыгейском государственном университете по теме «Актуальные вопросы организации психолого-логопедической службы»

2012 г. - курсы в Институте повышения квалификации при Адыгейском государственном университете по теме: «Логопедическая служба в условиях модернизации системы образования».

Награждена:

   

 

 

    

    

 

 

ВАШ РЕБЕНОК ПИШЕТ И ЧИТАЕТ С ОШИБКАМИ?

Вы стали замечать, что на письме и при чтении ваш сын или ваша дочь стали допускать много ошибок. Что делать?Учитель говорит, что ребенок не учит правила, поэтому допускает много грамматических ошибок, а пропуски, недописывание крючков-это ошибки, допускаемые по причине невнимательности.Однако, это не всегда так. Зачастую правило ребенок выучил механически и не понимает, как его применить, а пропуски, замены букв, аграмматизм - это следствие нарушений письма. Те же ошибки могут переноситься на чтение. Возникает нарушение чтения.Помочь исправить такие ошибки может только учитель- логопед. И, если, вы их заметили, то немедленно обращайтесь к нему. Такие ошибки связаны с нарушением сложных механизмов письма и чтения. Методикой по их устранению владеет только специалист. Их принято называть логопатическими ошибками.

ЛОГОПАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1. Пропуски букв и слогов (кот- кт, сриж-стриж,вона-ворона)

2. Недописывание букв ( птиц-птица)

3. Перестановка букв и слогов( сабоножки-босаножки,пакла-палка)

4. 3амены гласных и согласных букв (улибка-улыбка,лублу-люблю,тверь- дверь)

5. Искажение слов (вязала-вязок), окончаний слов (синяя-сине)

6. Нарушение смягчения (конки-коньки,пьать-пять)

7. Нарушение границы предложения (пришла весна прилетели грачи стало тепло и солнечно)

8. Аграмматизм (белая платье, мой мама, достал из карман)

9. Непрвильное понимание смысла и неправильное употребление предлогов (поехать в море, положить на кошелек)

10. Оптические нарушения ( траво-трава, прилепел - прилетел , злка- елка, иапка-шапка)

11. Зеркальное письмо, письмо справа налево.

 

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Готов ли мой ребенок к школе? Таким вопросом хотя бы раз в жизни задается каждый родитель. Очень многие из них неправильно истолковывают понятие «готовность к школе». Беседуя с родителями, я поняла, что большая часть из них под «готовностью» понимает умение своего ребенка к шести годам читать, писать прописные буквы , считать до 10 и обратно. Думая так, дорогие родители, вы глубоко ошибаетесь.

Умение писать,читать,мотивация к учебной деятельности — это очень важные моменты готовности к школьному обучению, но основой в успешном овладении школьной программой всегда будет являться правильная и грамотная речь вашего ребенка. Речь представляет собой систему целого ряда компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. Я хочу познакомить вас с каждым из них.

ПЕРВОЕ, на что следует обратить внимание родителей - это правильное звукопроизношение. К шести годам ребенок должен произносить все звуки четко, знать правильный артикуляционный уклад каждого звука (знать, какую позу принимает язык, где находится его кончик, края, что делают губы).

ВТОРОЕ - это фонематический слух. Слух бывает физическим. Физический слух позволяет нам слышать все речевые и неречевые звуки, которые нас окружают в повседневной жизни. А бывает слух фонематический. Это способность слышать и различать между собой только речевые звуки. Ваш ребенок к 6 годам должен знать, что звуки бывают гласными и согласными, а последние в свою очередь глухими и звонкими, твердыми и мягкими. Дети должны уметь различать оппозиционные звуки изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях (п-б, т-д, с-з, л-р, ш-ж, ч-ц и т. д.). Кроме того в этом возрасте ребенок должен уметь подобрать слово на заданный звук (в начале, в конце, в середине слова), подобрать на предложенный взрослым звук картинку.

ТРЕТЬЕ - языковой анализ-синтез. Он очень важен в овладении письмом и чтением. Ребенок к школьному возрасту должен знать, что такое звук, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, и чем они отличаются друг от друга. Будущий первоклассник должен уметь определить количество слов в предложении, количество слогов в слове, количество звуков в слове, назвать эти звуки по порядку,уметь определять каким по счету стоит заданный звук в слове.

ЧЕТВЕРТОЕ - лексический запас вашего ребенка. Это все слова, которые есть у него в активном и пассивном словаре. Старший дошкольник должен знать все обобщающие понятия ( овощи, фрукты, одежду, мебель,профессии,инструменты,деревья и т. д.); называть как можно больше признаков предметов, явлений природы (лимон кислый, сочный, полезный, желтый); пользоваться большим количеством слов, обозначающих действия предметов (врач лечит, дождь идет, молния сверкает, рассвело). Очень хорошо, если в словарном запасе вашего ребенка используется много наречий (хорошо, темно, грустно, забавно). Ребенок должен использовать в своей речи слова противоположные по смыслу (темный-светлый, строить- ломать), заменять слова близкими по значению(красивый-прекрасный, грустный-печальный).

ПЯТОЕ - грамматический строй речи. Что это? А это умение правильно согласовывать ( по- детски «подружить») слова в предложении, использовать в речи простые и сложные предлоги (в, на, к, от, над, под, с, у, из-за, из-под), знать значение этих предлогов. При сформированности этого компонента , речь вашего ребенка будет струиться, как ручеек.

ШЕСТОЕ - связная речь. Она представляет собой умение вашего ребенка последовательно рассказать о каком-то событии, описать какой-то предмет, пересказать услышанное, составить рассказ по картинке или серии картинок. Рассказываемые события должны быть последовательными, следствия должны вытекать из причины. Рассказ должен быть логически завершен. Очень хорошо, если ваш ребенок сумеет высказать свое отношение к услышанному или увиденному.

Успехов Вам и вашему ребенку!

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Залог грамотного письма и беглого,осмысленного чтения у ребенка - сформированность звукового анализа и синтеза.

Звуковой синтез - это умение составить слог или слово из названных звуков (угадай, какое слово я загадала, я произнесу его позвукам: с-т-о-л и т.д.) Готовит к обучению ребенка чтению.

Звуковой анализ - это умение выделить услышанный звук в слоге или слове, определить его местоположение, порядок при счете. Готовит к обучению письму.

Порядок формирования звукового анализа и синтеза

1. Выделение звука на фоне слова:

Известно, что ударные гласные выделяются намного легче, чем безударные. Ударные гласные выделяются лучше в начале слова, чем в конце, особенно, если гласный стоит после согласного. Сначала звук выделяется на слух, а затем связывается со зрительным образом - буквой. Согласные выделяются легче, если имеется их стечение (трость) и труднее, если после согласной стоит гласный звук (палка). Рекомендую следующие задания для выделения звука из слова:

- Хлопнуть в ладоши ( поднять сигнальную карточку), если услышишь в слове заданный звук.

  • Придумать слово с заданным звуком.

  • Добавить звук к сказанному, чтобы получилось слово.

  • Дополнить предложение словом с заданным звуком.

2. Выделение первого ударного звука в словах:

Уточнить артикуляцию гласных: А,О,У,И.

А - рот широко раскрыт ( на 2 пальца), губы принимают форму круга.

О - рот раскрыт на 1 палец, губы принимают форму овала.

У - губы принимают форму «трубочки».

И - губы улыбаются.

Повторить звук, который назвал взрослый.

  • Угадать по беззвучной артикуляции, какой гласный звук произнес взрослый.

  • Определить первый гласный звук в слове на слух.

  • Определить первый гласный звук в слове по картинке.

3. Выделение первого согласного звука в словах:

Выделение первого согласного звука в слове ( в случае, когда он стоит перед гласным) осуществляется детьми сложнее, чем гласного. Основная сложность заключается в расчленении слога на составляющие его звуки. Целесообразно перед данным заданием потренироваться соединить звуки в слог, а затем разделить этот же слог на звуки.

- Соединить звуки в слог: у - с= ус, м - а = ма и т. д.

- Разделить слоги на звуки: та = т -а

- Выделить первый звук в словах со стечением согласных в начале.

- Выделить первый звук в словах, где согласный стоит перед гласным.

  1. Выделение последнего гласного или согласного звука в словах.

- Назвать последний гласный звук в слове, состоящем из двух гласных (ау, уа).

- Назвать последний согласный звук в слове, состоящем из гласного и согласного звука ( ах,ой,ус)

- Назвать последний согласный звук в односложных словах типа: сок, лук, рысь, рак.

- Назвать последний гласный звук в двусложных словах типа: каша, лапа, совы.

- Назвать последний согласный в словах со стечением согласных в конце (танк, мост).

Примечание: на первых этапах обучения звуковому анализу и синтезу исключить слова с йотированными гласными: я,е,ю,е. Не брать слова, написание которых не сходится с произношением: зуб, мышь, чаща, шина.

Школьные трудности леворукого ребенка.

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они

пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но именно

поэтому так волнуются родители, заметив, что их ребенок активнее действует левой рукой.

Что это — боязнь каких-то реальных проблем или просто нежелание понять ребенка, неловкость от того, что он "другой"? Чаще всего — это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание.

Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире. Левшами являются около 10% людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению.

Леворукость - это не патология и не недостаток развития.

Однако предрассудки живучи. "Я умом все понимаю, -— объясняет мама леворукого мальчика, — понимаю, что это не порок, но смотреть, как он пишет левой рукой, не могу". Ребенок очень тонко чувствует отношение взрослых, а тем более мамы. Даже если она ничего не говорит, малышу все скажет ее взгляд, мимика, жест. Негативное отношение скрыть трудно. Стремление сделать леворуких "такими, как все", "выровнять", а иногда еще и "гармонично развить" создало проблему их переучивания. У нас только в последние годы перестали активно и насильно переучивать таких детей в детском саду и в школе. Все реже встречаются семьи, где ребенка переучивают родители. Однако нередко упорствуют бабушки и дедушки.

Вопросы, на которые чаще всего просят ответить родители леворуких детей, типичны: Действительно ли они "другие", "особенные"? В чем проявляются эти особенности?

Нужно ли переучивать ребенка или стоит довериться природе и дать ему возможность развиваться так, как он развивается, и работать той рукой, какой удобнее и легче?

Правда ли, что леворукие обладают необыкновенными талантами? Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая "рукость") является отражением мозговой организации психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые, что особенно опасно, могут проявляться не сразу, а через несколько лет.

Среди детей с различными формами школьной дезадаптации правшей гораздо меньше, чем левшей. Для значительной части последних в начальной школе характерны трудности формирования навыков письма, чтения, счета. Это вовсе не значит, что они оказываются менее способными. Дело в том, что "разрешение" писать ведущей рукой не решает всех проблем левши, оказавшегося в образовательной системе, созданной для правшей. Для того чтобы понять это, вспомните "Алису в Зазеркалье", сочиненную левшой Льюисом Кэрроллом. В описанном мире все было наоборот: часы шли справа налево, близкое оказывалось далеким и т.д. Эти примеры могут очень наглядно показать особенности пространственных представлений ученика-левши. Его привычные проблемы - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении лево-право, а иногда и выше-ниже.

Особенности познавательной сферы леворукого ребенка:

1.Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются

 

с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку

 

при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;

 

2.Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве.

3.Слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания;

4.Речевые нарушения:ошибки звукобуквенного анализа.

Вместе с тем практически все дети-левши обладают огромными возможностями контролировать свою психическую деятельность. Во многих случаях они вынуждены достигать нужных результатов обходным путем, находя зачастую весьма неожиданные, на взгляд правшей, дополнительные внешние или внутренние средства. Например, "зеркальное" письмо - достаточно распространенное явление в начальной школе, особенно часто встречающееся у левшей. Многие маленькие левши самостоятельно придумывают для себя своеобразные маркеры, помогающие запомнить направления написания элементов букв и цифр. Упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв:

- Копирование различных фигур и их сочетаний.

  • Воспроизведение их по памяти, нахождение фигур среди других.

  • Сравнение фигуры с моделью; зачеркивание фломастерами разного цвета указанных сторон фигур.

  • Рисование квадрата и выполнение следующих инструкций:

- поставь точку посередине сверху над квадратом;

- поставь точку посередине снизу под квадратом;

- поставь точку справа посередине;

  • поставь точку слева посередине.

  • Нарисуй прямоугольник и поставь точки:

- в правом верхнем углу,

- в левом верхнем углу,

- в середине верхней стороны,

- в середине нижней стороны,

- соедини эти точки прямыми линиями.

Посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников; заштрихуй их разным цветом.

Несколько слов о зеркальном письме.

Нередко зеркальное письмо считается индикатором леворукости, по-видимому, потому, что у леворуких оно действительно часто встречается. Однако не всегда зеркальное письмо — признак леворукости. Иногда, к концу урока, когда ребенок сильно устал, он начинает писать «зеркально» или, как часто говорят педагоги, « по-арабски».

 

Трудности при обучении чтению.

Трудности левшей при обучении чтению также могут быть связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть:

  • перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально,

  • замены букв, близкими по конфигурации,

  • "перескок" через строку и тому подобные нарушения.

Родители, обратите особое внимание!

Если ваш леворукий ребенок поздно начал говорить, если

плохо произносит или дифференцирует звуки, если его речь бедна и невыразительна -

все это факторы риска, а значит, с первых дней обучения нужно начать целенаправленную и систематическую работу по звукобуквенному анализу.

Советы родителям леворуких детей.

Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное

отношение к леворукости. Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант

нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим

явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь.

Знаменитые левши:

Александр Македонский и Наполеон, Леонардо да Винчи и Джеймс Клерк Максвелл, И.П. Павлов и В.И. Даль, Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль и Пабло Пикассо, Пол Маккартни и Билл Гейтс.

Литература о проблемах леворукости и путях их решения.

Хочу порекомендовать литературу, которая поможет Вам в самостоятельных занятиях с ребенком.

1. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана - Граф, 2001 (Готовимся к школе).

2. Леворукий ребенок в школе и дома// Приложение: 128 карточек для развития логики и речи. Изд. 2-е, перераб. Издательство: Екатеринбург: У — Фактория.

3. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006

4. Дубова С. Ф., Паншина И. А. "Прописи для левшей", издательство ГУП "Печатный двор".

Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то - месяцы. Суть уроков - тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое — от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" — жука, "С" — полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует - ребенок должен основательно "почувствовать" отдельные звуки (буквы).

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное - помнить, что дислексия и дисграфия — это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут бьггь самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р - л, с - ш и т.д.

Через 2—2,5 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет...) Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3.Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4.Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

 

Форма входа
Объясняем РФ
Баннеры
Сайт ГМУ
Большая перемена
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz